В ходе исследования выяснилось, что кошки запоминают имена друг друга
Мы знали, что кошки способны узнавать свои собственные имена. Теперь новое исследование показывает, что наши кошки могут узнавать имена своих друзей в повседневной жизни.
Люди общаются друг с другом с помощью языка, который позволяет нам говорить о вещах, находящихся за пределами времени и пространства. Многие слова имеют референциальное значение, вызывая зрительный мысленный образ при прослушивании или прочтении. Например, слово "яблоко" заставляет нас представить красный или зеленый фрукт, хотя на самом деле никакого фрукта нет. Учатся ли животные ассоциировать человеческую речь с конкретными объектами в повседневной жизни? В одном из исследований японские ученые изучали кошек.
Кошки помнят имена друг друга
В частности, команда исследовала, могут ли кошки научиться узнавать имена и лица знакомых кошек. Для своих экспериментов ученые изучали испытуемых, живущих в "многокошачьих" домах, а также животных, обитающих в знаменитых японских "кошачьих кафе", где посетители могут пообщаться с животными в заведении.
В ходе тестов исследователи представляли на экране компьютера изображение знакомой кошки из того же дома/кафе (так называемая "модельная кошка"). Во время показа изображения запись голоса владельца либо произносила вслух имя кошки-модели (условие "конгруэнтно"), либо произносила другое имя (условие "инконгруэнтно").
Результаты показали, что домашние кошки дольше обращали внимание на монитор в условиях инконгруэнтности, что говорит об эффекте нарушения ожиданий. Исследователи подозревают, что такое повышенное внимание было вызвано недоумением по поводу несоответствия между изображением и именем кошки-модели. Услышав имя кошки, испытуемые ожидали увидеть соответствующее лицо.
Однако кошки в кошачьем кафе не показали такой же задержки во время эксперимента. Возможно, что в окружении потенциально десятков других животных, не говоря уже о потоке незнакомых людей, заходящих в кафе, эти кошки просто не имеют таких возможностей для социального изучения имен других кошек.
В другом эксперименте исследователи провели аналогичный тест, но в качестве стимулов использовали не модель кошки, а людей. Опять же, казалось, что кошки немного дольше взаимодействовали с экраном компьютера при несоответствии между изображением и именем (когда одно и другое не совпадали). Этот эффект также имел тенденцию к увеличению в семьях с большим количеством людей и в семьях, где кошка жила в семье дольше.
"Мы считаем, что кошки, живущие с большим количеством людей, имеют больше возможностей услышать, как их зовут, чем кошки, живущие с меньшим количеством людей, и что более длительное проживание в семье увеличивает этот опыт", - объясняют исследователи. Другими словами, частота и количество воздействий на стимулы могут сделать ассоциацию "имя-лицо" более вероятной.
Обратите внимание, что в данном исследовании участвовала лишь небольшая выборка. Поэтому пока еще слишком рано подтверждать эти результаты. Однако было бы также интересно понять, как кошки развивают такие ассоциации в своей среде обитания.