НовостиНовости БалаковоОбществоСтатьи

Вернется ли к учителям уважение?

–Ко Дню учителя–

В который раз неожиданно меня сегодня опять поздравили с Днем учителя, хотя, казалось бы, прошло уже почти 20 лет, как я работал в школе. Бывшие ученики, которым уже к сорока годам, почему-то помнят. Бывшие коллеги, спустя 20 лет, спрашивают, не хочу ли вернуться в школу?

«Не-е-ет!», – говорю им, а у самого сердце сжимается от непонятной тоски. Вынуть школу из души учителя все-таки невозможно.

«Ну и правильно!» – отвечают они и жалуются, какие ужасные сейчас пошли дети, а самое главное, их родители.

А ведь этих родителей мы учили в свое время в 90-х годах. Да, это было странное поколение, которое чуть-чуть не успело стать пионерами и которое потерялось, как и многие молодые люди того времени, в период перехода от социализма к дикому капитализму. Вдруг из идеалов прошлого, когда деньги не всё значили в жизни, наступил период, когда они значат всё. Деньги заменили все, не побоюсь этих слов, духовные ценности уходящей эпохи, и до сих пор они являются главным в жизни каждого человека.

Впрочем, я не об этом. Тогда было странное время, но у родителей учеников еще сохранялось уважение к учителям. Таково было их воспитание, еще советское, но уже подпорченное новыми реалиями. Уже взамен «блатных» из советской эпохи типа партийного или просто начальства или представителей торговли пришли нахрапистые «блатные» 90-х – денежные хамоватые люди, которые сумели вовремя урвать, украсть или даже убить, чтобы продвинуться в этой нелегкой жизни. И они требовали хороших оценок, считали, что их ребенок самый достойный (не самый умный, а именно достойный), хотя всё, как правило, было наоборот. Но требовали еще с пренебрежительным, но все-таки уважением к учителю.

Естественно, времена расцвета наркомании и проституции, наступившие тогда, не могли не затронуть и старшеклассников. И обо всем этом знали учителя, у которых сложились доверительные отношения с детьми или которые были просто внимательны к ним. Конечно же, в курсе были и родители. Прекрасно помню, как однажды на письменном экзамене в 9-м классе у парнишки началась наркотическая ломка, и он не мог думать ни о чем другом, кроме как уколоться. Он отпросился выйти из класса, хотя во время экзаменов это не приветствуется. Минут через двадцать явился обратно и сдал экзамен неплохо.

Было очень жаль этих детей, жертв 90-х, с которыми учителя много разговаривали по душам, предостерегали, стимулировали хорошими отметками – только бы в школу ходили – и с которыми родители справиться не могли. Кстати, эти родители не обвиняли учителей, что они виноваты в том, что произошло с ребенком, потому что прекрасно понимали, где грань между работой учителей, воспитанием родителей, а где недосмотр, случай или судьба.

Наверное, я был не самым лучшим учителем, ведь у лучших учителей на первом месте предмет с беспрекословными постулатами, а для меня было главное то, чтобы дети понимали, думали, высказывали свое мнение. До сих пор вспоминаю, как они прошлись по Есенину после прочтения поэмы «Черный человек». Какие дебаты разворачивались между ними на уроке, как они осуждали или пытались оправдать поэта. Присутствовавшая на уроке завуч даже вскочила и вынуждена была вступить в дискуссию и заявить, что это лишь лирический герой, ничего общего с Есениным не имеющий. Но так увлеклись, что незаметно прозвенел звонок. Конечно, ученики знали о лирическом герое, но ведь детское чутье не обманешь.

Были и уроки, когда из-за сорвавшихся планов (дети не подготовились к уроку и не выполнили домашнее задание) или по другим причинам ничего не хотелось делать. Не было отдачи от учеников ввиду неинтересности темы или собственной усталости или разочарования. Иногда не было сил как-то заинтересовать старшеклассников новой темой о писателе. В результате заставлял их на уроке читать учебник и упрекал в том, что им все безразлично. Хороший учитель вряд ли так поступил бы, но даже плохим учителям большинство родителей в то время выказывали уважение.

И вот сейчас, после сегодняшнего поздравления с Днем учителя, всё это живо вспомнилось. Вспомнилось и то, с каким надрывом в душе уходил из школы, как было жаль покидать эту работу, но иного выхода не было: нужно было чем-то жить, а зарплата учителя в то время была настолько мизерной, что не хватало на элементарное.

К чему я это всё? Мне до боли жалко сегодняшних учителей. С одной стороны, в плохой учебе и невоспитанности своих детей их обвиняют родители, с другой – поддержки от руководства школ особо не дождешься: родители и ученики всегда правы, а учителя – нет. Кроме этого, преподавателей завалили всякой писаниной и отчетами, ничего общего с работой учителя не имеющими. О политике и показухе я вообще не говорю.

А когда смотришь в интернете, как то один ученик избил свою учительницу, то другой, а то еще чего хлеще, становится вообще не по себе. Просто ярость охватывает, когда вполне серьезно взрослые люди обсуждают ситуацию и говорят: да, учительница не позволила нарушать дисциплину на уроке и тем самым психологически негативно воздействовала на ребенка, так что получила по заслугам. То есть ее надо было избить. А может, и убить?

Однажды давно меня, тогда еще молодого 17-летнего учителя, поступившего в институт на заочное отделение и работавшего в школе в селе, на попутке подвозил домой мужчина в возрасте. Разговорились, и он вспомнил свои школьные годы.

«У нас была учительница по русскому языку, – улыбался он, – и она писала на доске большим куском мела – тогда мелков не было, мел был кусковой. И вот если кто из пацанов на уроке безобразничает, она подойдет – и как треснет этим куском по лбу – аж сопли выскочат. Но дисциплина была отменной, и даже двоечники знали ее предмет».

Теперь, похоже, все наоборот.

Уважаемые коллеги! В наш профессиональный праздник я хочу пожелать, чтобы к вам вернулось уважение со стороны родителей (а значит, и учеников), руководства школы и страны. То уважение, которое всегда было и в царской, и в советской России и которое сейчас куда-то делось. Ведь от вашей работы и от отношения к вам зависит в прямом смысле будущее: будем ли мы дальше жить во времена безответственных разгильдяев, которые никого не уважают и которым все должны, или все-таки настанут другие времена. И еще желаю не подачек, а достойной оплаты вашего нелегкого труда.

Сергей АЛЕКСАНДРОВ

Back to top button