В Балаково со своей семьёй проживает капитан 1-го ранга в запасе Владимир Иванович Бычков, который нёс службу на легендарных тяжёлых авианесущих крейсерах Северного флота «Киев» и «Адмирал Горшков». Военной службе морской офицер посвятил порядка 30 лет своей жизни. Он начинал службу, защищая морские рубежи СССР, а увольнялся в запас уже во времена послеперестроечной России.
Перестройка сократила флот
На службу в столицу Северного флота, город Североморск, 22-летний лейтенант Бычков прибыл в 1983 году, сразу после окончания известного на весь Советский Союз Каспийского высшего военно-морского Краснознамённого училища им. С.М. Кирова.
– Я даже не ожидал, что попаду на Краснознамённый крейсер «Киев». Он поражал своими масштабами: водоизмещение – более 40 тысяч тонн, длина – 273 метра, ширина – почти 50 метров, высота – более 60 метров. Когда меня назначили на должность инженера электронавигационной группы штурманской боевой части, крейсер находился на среднем ремонте в украинском городе Николаеве. На первую боевую службу на нём я вышел в Средиземное море в июне 1985 года, – вспоминает Владимир Иванович.
Зоной оперативной ответственности Северного флота были Средиземное море в Атлантическом океане, а также Норвежское и Баренцево моря в Северном Ледовитом океане. Боевую службу на военных кораблях несли по-разному, до 5 с лишним месяцев.
– После «Киева» меня перевели командиром боевой части на большой противолодочный корабль «Стройный». Время боевой готовности для этого корабля – час. Не успеешь домой прийти, а следом идёт оповеститель – объявлена тревога. Перед перестройкой тогда частенько натовские подлодки близко к нашим территориальным водам подходили, их обнаруживали и направляли на поиск наши дежурные корабли,– поясняет В.И. Бычков.
После «Стройного» Владимир Иванович вернулся на «Киев», уже в статусе командира штурманской боевой части. Было это в лихие 90-е. К сожалению, на корабле, когда он находился на ремонте в 1993 году, произошёл пожар и было принято решение его не восстанавливать, а списать на металлолом. Потом его продали китайцам, которые разместили крейсер в тематическом парке «Бинхай», переоборудовав в корабль-музей с развлекательным комплексом и отелем.
После «Киева» Владимир Иванович был переведён также командиром штурманской боевой части на тяжёлый авианесущий крейсер «Баку», который по всем показателям превышал показатели крейсера «Киев». Таких кораблей в советское время было построено всего четыре: «Баку», «Москва», «Минск» и «Новороссийск». Позже «Баку» был переименован в «Адмирал Горшков». На нём несли службу 1665 человек, 430 из них – авиагруппа, в которой значились 20 самолётов и 15 вертолётов.
– Авианесущий крейсер – это целый плавучий город со своей инфраструктурой. Помимо всего прочего на корабле находилась даже типография, в которой печаталась своя газета, – говорит капитан 1-го ранга в запасе. – Вскоре «Адмирала Горшкова» решили продать Индии, поэтому он всё стоял и стоял в Мурманске на ремонте. В 1997 году я перешёл служить штурманом в бригаду, которую через год сократили. Тогда мне предложили переехать из Североморска в Вольск, чтобы в училище тыла преподавать на военно-морском факультете. Он был открыт в 1988 году, после реформирования военного морского училища в Нижнем Новгороде. Его сократили до одного факультета и перевели в Вольск.
Есть куда возвращаться
В Вольском военном училище Владимир Иванович Бычков преподавал на кафедре военно-морских дисциплин тактику морского флота. В 2009 году он был назначен начальником кафедры, уволился в запас в 2011 году, когда исполнилось 50 лет, и в том же году в училище провели реформирование, после которого кафедру военно-морских дисциплин убрали.
Недавно, 20 июня, Владимир Иванович Бычков отметил свой 60-летний юбилей. Моряки говорят: «Когда на берегу ждут, тогда есть куда возвращаться». Морского офицера Владимира Бычкова на берегу всегда ждала семья. С будущей женой он познакомился в Баку, когда был курсантом военного училища. Марина тогда училась в институте нефти и газа. В 1983 году в Баку у них родился сын Владимир, а в 1987 году в Североморске – дочь Марина. Почему дали детям свои имена? Просто так решили.
– Когда жили в Североморске, жёны офицеров находились в равных положениях: у всех дети, все на съёмных квартирах, у всех мужья в море, – отмечает Марина Анатольевна. – В перестроечные годы, когда мужу стали задерживать зарплату на 2–3 месяца, выручало то, что я по специальности инженер-метролог и с работой была всегда. Но, в принципе, особо жаловаться не на что.
В советское время была традиция: каждый год, в День Военно-Морского Флота, в Североморск с дружеским визитом заходили иностранные военные корабли. Приходили американцы, французы, англичане. Марина Анатольевна вспоминает, как её лично поразило, что на заграничных военных кораблях службу несли и женщины, причём они в парадной форме ходили на каблуках. На российских военных кораблях женщину вряд ли встретишь и в наши дни.
После ухода в запас Владимира Ивановича супруги Бычковы переехали жить из Вольска в Балаково. Их сын тоже живёт и работает в Балакове, вместе с супругой они воспитывают двух дочерей. По маминым и папиным стопам одновременно пошла дочь Марины и Владимира Бычковых: после окончания Саратовского государственного аграрного университета вышла замуж за морского офицера, уехала с ним в Североморск, где сейчас работает военным инженером-метрологом. У них тоже растут две дочери.
– Понятие Родины никто не отменял, она была тогда, она осталась и сейчас. Каждый идёт защищать своё родное, а получается, что все вместе мы защищаем свою страну, – делает выводы о службе в ВМФ до перестройки и после капитан 1-го ранга в запасе Владимир Иванович Бычков.
И с этим нельзя не согласиться.
Валерия САМОЙЛОВА, «БВ»