НовостиСтатьи

Владимир Бычков: Родина была тогда, она осталась и сейчас

В Балаково со своей  семьёй проживает капитан 1-го ранга в запасе Владимир Иванович Бычков, который нёс службу на легендарных тяжёлых авианесущих крейсерах Северного флота  «Киев» и  «Адмирал Горшков».  Военной  службе морской офицер посвятил порядка 30 лет своей жизни. Он начинал службу,  защищая морские рубежи СССР, а увольнялся в запас уже во времена послеперестроечной России.      

Перестройка сократила флот

На  службу в столицу Северного флота, город Североморск,  22-летний лейтенант Бычков прибыл в 1983 году, сразу после окончания известного на весь Советский Союз Каспийского высшего военно-морского Краснознамённого училища им. С.М. Кирова.

– Я даже не ожидал, что попаду  на Краснознамённый крейсер «Киев». Он поражал своими масштабами: водоизмещение – более 40 тысяч тонн,  длина – 273 метра, ширина – почти 50 метров, высота – более 60 метров. Когда меня назначили на должность инженера электронавигационной группы штурманской боевой части, крейсер находился  на среднем ремонте в  украинском городе Николаеве. На первую боевую службу на нём я вышел в Средиземное море в  июне 1985 года,  – вспоминает Владимир Иванович.

Зоной оперативной ответственности Северного флота были Средиземное море в Атлантическом океане, а также Норвежское и Баренцево моря в Северном Ледовитом океане.  Боевую службу на военных кораблях несли по-разному, до 5 с лишним месяцев.

– После «Киева» меня перевели  командиром боевой части на большой противолодочный корабль «Стройный». Время боевой готовности  для этого корабля –  час. Не успеешь домой  прийти, а следом идёт оповеститель – объявлена тревога. Перед перестройкой тогда частенько натовские подлодки близко к нашим территориальным водам подходили, их обнаруживали и направляли на поиск наши дежурные корабли,– поясняет В.И. Бычков.

После «Стройного» Владимир Иванович вернулся на «Киев», уже в статусе командира штурманской  боевой части. Было это в лихие 90-е. К сожалению, на корабле, когда он находился на ремонте в 1993 году, произошёл пожар и было принято решение его не восстанавливать, а  списать на металлолом. Потом его продали китайцам, которые  разместили крейсер в тематическом парке «Бинхай», переоборудовав в корабль-музей с развлекательным комплексом и отелем.

После «Киева» Владимир Иванович был переведён также командиром штурманской боевой части на тяжёлый авианесущий крейсер «Баку», который по всем показателям превышал показатели крейсера «Киев».  Таких кораблей в советское время было построено всего четыре: «Баку», «Москва», «Минск» и «Новороссийск». Позже «Баку» был переименован в «Адмирал Горшков».  На нём несли службу 1665 человек, 430 из них – авиагруппа, в которой значились 20 самолётов и 15 вертолётов.

– Авианесущий крейсер – это целый плавучий город со своей инфраструктурой.  Помимо всего прочего на корабле находилась даже типография, в которой  печаталась своя газета, – говорит капитан 1-го ранга в запасе. –  Вскоре «Адмирала Горшкова»  решили продать Индии, поэтому  он всё стоял и стоял в Мурманске на ремонте.  В 1997 году я перешёл служить штурманом в бригаду, которую через год сократили. Тогда мне предложили переехать из Североморска в Вольск, чтобы  в  училище тыла преподавать на военно-морском факультете. Он был открыт в 1988 году, после реформирования военного морского училища в Нижнем Новгороде. Его сократили до одного факультета и перевели в Вольск.

Есть куда возвращаться

В Вольском военном училище Владимир Иванович Бычков преподавал на кафедре военно-морских дисциплин тактику морского флота. В 2009 году он был назначен начальником кафедры, уволился в запас в 2011 году, когда исполнилось 50 лет, и в том же году  в училище провели реформирование, после которого кафедру военно-морских дисциплин убрали.

Недавно, 20 июня, Владимир Иванович Бычков отметил свой 60-летний юбилей.  Моряки говорят: «Когда на берегу ждут, тогда есть куда возвращаться». Морского офицера Владимира Бычкова на берегу всегда ждала семья. С  будущей женой он познакомился в Баку, когда был курсантом военного училища. Марина тогда училась в институте нефти и газа.  В 1983 году в Баку у них родился сын Владимир, а в 1987 году  в Североморске – дочь Марина. Почему дали детям свои имена? Просто так решили.

– Когда жили в Североморске, жёны офицеров находились в равных положениях: у всех дети, все на съёмных квартирах, у всех мужья в море, – отмечает Марина Анатольевна. – В перестроечные годы, когда  мужу стали задерживать зарплату на 2–3 месяца, выручало то, что я по специальности инженер-метролог  и с работой была всегда. Но, в принципе, особо жаловаться не на что.

В советское время была традиция: каждый год, в День Военно-Морского Флота,  в Североморск с дружеским визитом заходили иностранные военные корабли. Приходили  американцы, французы, англичане. Марина Анатольевна вспоминает, как её лично поразило, что на заграничных военных кораблях службу несли и женщины, причём они в парадной форме ходили на каблуках. На российских военных кораблях женщину вряд ли встретишь и в наши дни.

После ухода в запас Владимира Ивановича супруги Бычковы переехали жить из Вольска в Балаково. Их сын тоже живёт и работает в Балакове, вместе с супругой они воспитывают двух дочерей. По маминым и папиным стопам одновременно пошла дочь Марины и Владимира  Бычковых: после окончания Саратовского государственного аграрного университета вышла замуж за морского офицера, уехала с ним в Североморск, где сейчас работает военным инженером-метрологом. У них тоже растут две дочери.

– Понятие Родины никто не отменял, она была тогда, она осталась и сейчас. Каждый идёт защищать своё родное, а получается, что все вместе мы защищаем свою страну, – делает выводы о службе в ВМФ до перестройки и после капитан 1-го ранга в запасе Владимир Иванович Бычков.

И с этим нельзя не согласиться.

Валерия САМОЙЛОВА, «БВ» 

В связи с западным давлением на российские новостные ресурсы, возможностью отключения подконтрольных Западу соцсетей, DDoS атак и т.д, подписывайтесь на наш телеграм-канал или Дзен канал, чтобы быть в курсе всех новостей России и мира.

Back to top button