Встреча президента России Владимира Путина и его китайского коллеги Си Цзиньпина в Москве должна положить начало драматическим геополитическим изменениям, сместив акцент с односторонней гегемонии на более кооперативный, равноправный и демократический мировой порядок, сообщили Sputnik международные наблюдатели.
«Саммит Путин – Си, скорее всего, войдет в историю как одно из самых важных, самых великих и самых грандиозных геополитических, геоэкономических, военно-стратегических событий 21-го века», – сказал Sputnik доктор Киюль Чунг, главный редактор 4th Media и приглашенный профессор Университета Цинхуа.
Председатель КНР Си Цзиньпин посетил Москву с трехдневным визитом по приглашению своего российского коллеги Владимира Путина 20–22 марта. Ранее, 10 марта, председатель Си был единогласно переизбран на третий срок. Наблюдатели обратили внимание на то, что Россия стала первым иностранным государством, которое Си посетил после своего переизбрания.
Киюль выделил три основных момента встречи: во-первых, два лидера дали понять, что наступление «многополярного мира» теперь «необратимо».
Во-вторых, они дали старт процессу тектонического сдвига от колониального, диктаторского и имперского «однополярного мирового порядка» под руководством Запада к многополярному миру, основанному на взаимном уважении, мирном сосуществовании и совместном процветании.
В-третьих, лидеры выразили растущую обеспокоенность воинственными действиями США и их союзников по НАТО, включая «военно-биологическую деятельность», «наращивание потенциала точного неядерного оружия для нанесения обезоруживающего удара» и «стремление развернуть ракеты наземного базирования» различных типов как в Европе, так и в Азиатско-Тихоокеанском регионе; и, наконец, наращивание военного потенциала США в Азиатско-Тихоокеанском регионе в рамках пакта AUKUS, который включает усиление вооруженных сил Австралии ядерными ударными подводными лодками.
«Сегодняшняя историческая встреча двух лидеров является 40-й с начала президентства председателя Си, которое началось в марте 2013 года, – подчеркнул Киюль. – С этой точки зрения можно смело утверждать или оценивать геополитическое, геоэкономическое и военно-стратегическое понимание обоими лидерами сегодняшнего мира, который на протяжении веков в одностороннем порядке диктовался, контролировался и манипулировался однополярной державой под руководством Вашингтона или «коллективным Западом».
Китай всерьез намерен стать крупным дипломатическим игроком
В среду китайские СМИ подчеркнули, что встреча Си и Путина стала важным сигналом для продвижения мирных переговоров по Украине. Они отметили, что Москва подтвердила свою приверженность скорейшему возобновлению мирных переговоров и приветствовала «готовность Китая играть позитивную роль в политико-дипломатическом урегулировании украинского кризиса».
В феврале Пекин обнародовал предложение из 12 пунктов, которое призывало к возобновлению мирных переговоров между Киевом и Москвой; обеспечению безопасности атомных электростанций и снижению стратегических рисков; прекращению односторонних санкций и отказу от менталитета холодной войны; и содействию постконфликтному восстановлению Украины.
Администрация Байдена немедленно подвергла Пекин критике и заявила, что мирное предложение – это не что иное, как отвлечение внимания от предполагаемой «непосредственной угрозы» поставок Китаем смертоносного оружия в Россию, – предположение, разрушенное как Москвой, так и Пекином.
Между тем, в марте Китайская Народная Республика стала посредником в историческом примирении между Ираном и Саудовской Аравией. Два соперника подписали соглашение о восстановлении дипломатических отношений, что повысило статус Китая как влиятельного посредника.
«Я думаю, что происходит то, что они [страны Ближнего Востока] поняли, что Соединенные Штаты должны были стать миротворцем на Ближнем Востоке, но вместо этого [они] развязали множество бесконечных войн и создали много беспорядков в регионе», – сообщил консультант по вопросам Азиатско-Тихоокеанского региона и геополитический обозреватель Томас В. Паукен II, автор книги «США против Китая: от торговой войны к взаимной сделке».
«Я думаю, что многие люди начинают осознавать тот факт, что Соединенные Штаты, как этот так называемый стабилизирующий миротворец, могут быть не такими», – добавил он.
В то же время, очевидно, что «Китай серьезно настроен стать крупным дипломатическим игроком [после ирано-саудовской сделки]», считает Джонатан Салливан, профессор политологии и директор китайских программ в Азиатском исследовательском институте Ноттингемского университета в Великобритании.
«Конечно, США также не в восторге от перспективы еще одной потенциальной дипломатической победы Китая [после ирано-саудовской сделки]», – сказал Салливан в интервью Sputnik.
Усилия Китая по достижению мира соответствуют новой Глобальной инициативе безопасности. В документе, который был опубликован в прошлом месяце, изложены практические меры по решению текущих проблем безопасности. В Глобальной инициативе безопасности Пекина подчеркивается: «Менталитет холодной войны, односторонность, блоковая конфронтация и гегемонизм противоречат духу Устава ООН и должны вызывать сопротивление и быть отвергнуты».
Запад не готов к новому многополярному порядку
По мнению Томаса В. Покена II, Запад оказался застигнут врасплох геополитическими изменениями, вызванными действиями Москвы и Пекина.
«Я не думаю, что Запад сейчас понимает, какие изменения произойдут, – сказал Паукен. – Я думаю, что примерно год или два назад я говорил, что с этим меняющимся мировым порядком вы увидите, как Ближний Восток будет приближаться к России и Китаю и отдаляться от Запада. Поэтому, когда Иран и Саудовская Аравия теперь имеют более тесные связи друг с другом, это также показывает, что не только Россия и Китай, но и Ближний Восток сейчас переживает драматические изменения (...) Это повлияет на глобальную экономику, потому что Ближний Восток также имеет много энергетических ресурсов».
Решение руководства России и Китая еще больше упростить торговлю в национальной валюте в долгосрочной перспективе бросит вызов доллару, признал Паукен, добавив, однако, что доллар по-прежнему глубоко укоренен в мировой финансовой системе: отсюда фраза «когда Америка чихает, мир простужается».
Однако, учитывая, что Россия была отделена от финансовой системы под руководством Запада после начала специальной военной операции на Украине, финансовые институты Москвы стали в некоторой степени «неуязвимы» от банковского кризиса, охватившего США и Европу, как заявил пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков.
Российско-китайские высокотехнологичные кластеры и инновации
Путин и Си также согласовали план развития до 2030 года с приоритетами китайско-российского экономического сотрудничества в области торговли, инвестиций, финансов, высоких технологий, производства и сельского хозяйства.
Несмотря на то, что администрация Байдена ввела жесткие санкции против высокотехнологичного сектора Пекина и Москвы, стремясь отрезать их от полупроводников, суперкомпьютеров и технологий искусственного интеллекта, китайцы и россияне, вероятно, все же добьются прогресса в этой области, считает Паукен.
«Очевидно, что Запад будет очень напуган этим из-за мощи ИИ и ИТ, – сказал комментатор из Пекина. – Этот вид технологий так сильно влияет на то, как мы живем. И ИИ также окажет огромное влияние. Поэтому я хочу сказать, что Запад будет сильно беспокоиться о том, что Китай и Россия станут сверхдержавами ИИ. Миру будет трудно принять это, но очевидно, что у Китая и России есть преимущества для продвижения вперед».
Покен выразил уверенность в том, что российско-китайское сотрудничество приведет к развитию совместных высокотехнологичных кластеров, а также к инновациям в области науки и высоких технологий.
«В этом смысле, делая это, они смогут добиться большего успеха в противодействии многим санкциям, которые действуют сейчас или будут введены в ближайшем будущем», – заключил комментатор.