Выживший член экипажа «Титаника» рассказал, как именно проходила катастрофа и как можно было спасти больше людей
История Фрэнка Прентиса – помощника кладовщика на борту легендарного судна
Один из немногих выживших членов экипажа «Титаника», Фрэнк Уиннольд Прентис, спустя годы после трагедии поделился своими воспоминаниями о том роковом событии, которое до сих пор вызывает множество вопросов и споров. В интервью BBC Прентис не только рассказал о крушении, но и выразил мнение, что в ту ночь можно было спасти больше жизней.
Жизнь на борту и столкновение с айсбергом
Прентису было всего 23 года, когда он присоединился к команде «Титаника» в начале апреля 1912 года, всего за 10 дней до выхода судна в его первый и последний рейс. Уже 10 апреля он поднялся на борт, отправившись навстречу своей судьбе вместе с остальными 2240 пассажирами и членами экипажа.
Когда «Титаник» столкнулся с айсбергом, Прентис находился ниже на палубах. Вспоминая момент удара, он описывал его как внезапную остановку:
«Это было похоже на резкое торможение автомобиля – никакого громкого удара не было».
Осознав, что корабль в беде, он быстро поднялся на палубу, где увидел обломки льда. Но самое страшное еще предстояло.
Спасение пассажиров
Как один из членов экипажа, Прентис принимал активное участие в эвакуации. Он помогал людям занять места в спасательных шлюпках, но с ужасом отметил, что многие лодки спускались полупустыми.
«Люди не верили, что судно затонет. Они боялись прыгать в воду и предпочитали оставаться на борту», – вспоминал Прентис.
В первых шлюпках находилось лишь несколько пассажиров, хотя их вместимость позволяла взять гораздо больше людей.
Прентис спасся, прыгнув в воду после того, как судно почти ушло под воду. По его словам, он чуть не столкнулся с винтами корабля, когда оказался в ледяной воде. В ту ночь его спасла шлюпка № 4, которая подобрала выживших с поверхности океана. Одним из его спасителей оказалась пассажирка Вирджиния Эстель Кларк, которой Прентис ранее помог надеть спасательный жилет. Позже он признал, что этот жест, возможно, спас ему жизнь.
Часы, застывшие на 2:20
Особым символом трагедии для Фрэнка Прентиса стали его карманные часы, которые остановились в момент, когда «Титаник» ушел под воду – 2:20 ночи. Это время стало печальным напоминанием о конце величайшего лайнера и его трагической судьбе.
В ту роковую ночь Фрэнк Прентис был не один – его напарниками были Сирил Рикс и Майкл Киран, с которыми он обсуждал планы спасения, когда стало ясно, что «Титаник» вот-вот затонет. Мужчины приняли решение прыгнуть за борт до того, как судно окончательно уйдёт под воду, и Прентису удалось избежать столкновения с массивными винтами корабля. Однако их судьбы сложились по-разному: Рикс при падении в ледяную воду получил травму, и хотя Прентис оставался с ним до последнего, Рикс вскоре умер. Кирана он так и не нашёл среди бушующего океана, что оставило горький отпечаток на воспоминаниях Прентиса о той трагедии.
Можно было спасти больше людей
Прентис был уверен, что катастрофа могла завершиться с меньшими потерями, если бы эвакуация была организована лучше. Он подчеркивал, что страх и неуверенность пассажиров стали одной из причин, почему шлюпки покидали судно недозагруженными.
«Если бы все спасательные средства использовались на полную мощность, удалось бы спасти до 1178 человек», – сказал Прентис, отмечая, что вместо этого выжило лишь 705 человек.
Хотя шансов на спасение всех не было, по его мнению, действия экипажа и пассажиров могли значительно увеличить количество выживших. Эта трагедия стала уроком, который послужил основой для изменения международных стандартов безопасности на море.
Наследие «Титаника»
Крушение «Титаника» стало одной из самых обсуждаемых катастроф в истории. Истории выживших, таких как Фрэнк Прентис, напоминают нам о человеческой стойкости перед лицом невообразимой трагедии. Хотя прошло более века, его рассказ остаётся важным свидетельством о том, как хрупка жизнь и как важны правильные действия в моменты кризиса.