Истории о балаковцахНовости Балаково

Детей с дефектами речи становится больше. Почему? Ответ дает логопед из Балаково

Вот уже почти 30 лет в октябре в большинстве стран мира чествуют учителей, воспитателей и преподавателей дополнительного образования. Накануне всемирного Дня учителя наш корреспондент встретился с учителем-логопедом детского сада №12 «Журавушка» Людмилой Краснолуцкой и задал ей несколько вопросов:

– Людмила Владимировна, расскажите немного  о себе: почему Вы выбрали эту профессию и как долго работаете по специальности?

– В этой профессии я 29 лет. И всё это время работаю в «Журавушке». Многим деткам помогла справиться с различными речевыми трудностями. И ни разу не пожалела о своём выборе. Ведь логопед не просто учит косноязычного малыша правильно говорить, он помогает ему наладить контакт с миром. А это очень важно.

– Сложно ли было освоить вашу профессию? Какое образование нужно для этого получить?

– У меня высшее педагогическое образование коррекционной направленности. Я окончила Саратовский пединститут. В 1991-м году в этом вузе открылось новое направление, и оно меня очень заинтересовало. Мне хотелось работать именно с проблемными малышами, помогать им осваивать русский язык. О сложностях тогда не думала. Позже поняла, что даже за малым успехом в занятиях стоит ежедневная, кропотливая работа.

Читайте также:

Учитель из Балаково: «Я была злобной собакой». Почему учителям нужна психологическая помощь?

– Всем ли детям нужен логопед?

– Конечно же, не всем. Но практически  всем родителям нужна консультация такого специалиста. Хотя бы какая-то разовая оценка.

– А существуют  ли какие-то нормы и стандарты, по которым логопеды оценивают ребёнка? 

– Да, разумеется. Но тут как раз возникает большая проблема. Современные дети очень сильно отличаются от советской нормы. Например, от той, как в свое время оценивали нас в садике или в школе.

– Получается, что стандарты снижаются?

– К сожалению, как показывает практика, детей с дефектами речи становится всё больше и больше. Лет 30 назад речевые нарушения у малышей встречались значительно реже и касались чисто звуков. Тогда практически не было деток, которые до 5 лет не говорили. Сейчас же многие дети начинают говорить очень поздно.

– Как, по-вашему, с чем это связано?

– Это могут быть и анатомические дефекты: короткая уздечка, неправильный прикус, и генетическая предрасположенность. Но в большинстве случаев, как мне кажется, причина кроется в том, что мамы, папы, да и бабушки тоже сейчас очень много работают. В итоге дети предоставлены самим себе, часами зависают у телевизоров и компьютеров или сидят целыми днями, уткнувшись в телефоны.

 – И что делать?

– Постараться увлечь ребёнка, сконцентрировав его внимание на чём-то более полезном и интересном. Этим мы, собственно, и занимаемся с нашими ребятишками в логопедической группе. Готовим с ними различные выступления, утренники. Не просто учим их правильно разговаривать, а вовлекаем их  в творческий процесс.

– Вы сказали «мы». У Вас есть помощники?

– Конечно! Помимо меня в нашей логопедической группе работают ещё два воспитателя. Это Ольга Геннадьевна Тюкина и Светлана Николаевна Киселёва – очень творческие, позитивные, отзывчивые люди, имеющие огромный опыт работы. Кроме того, нельзя недооценивать роль родителей, которые тоже являются участниками коррекционного процесса. В нашем детском саду проводится много специальных мероприятий для мам и пап – мастер-классы, семинары, открытые занятия.

– Кстати, какова роль культуры речи в семье?

– Культура речи имеет огромное значение, ведь это первое, что воспринимают дети, появившись на свет. Важно находиться в контакте с ребёнком с первых дней его жизни. Однако здесь хочется сразу же дать небольшой совет родителям: никогда не «сюсюкайтесь» со своим малышом. Если вы будете разговаривать с ним на искажённом языке, у него будет такое же искажённое восприятие, и вполне возможно, что он начнёт так же вам отвечать. Говорите с ребёнком, как со взрослым человеком: чётко, понятно, тогда у него будет формироваться правильное восприятие речи.

– Людмила Владимировна, нужны ли какие-то особые качества и навыки человеку, который решил стать специалистом в вашей области?

– Любовь к детям, терпение, доброта, желание помогать и самое главное – профессиональная компетентность.

–  Вопрос на засыпку: можно ли доверять логопеду, который сам шепелявит или картавит?

– Нет, конечно, такого быть не должно. (Смеётся.) Мне сразу приходит на ум логопед из кинофильма «По семейным обстоятельствам» в исполнении Ролана Быкова. Точнее, его знаменитая фраза «П’ивозите февочку на у’ицу Койкохо». Но это всего лишь гротеск. Не знаю, как сейчас, но когда я поступала в институт, для абитуриентов нашей специальности проводилось тестирование на речевые нарушения. И если обнаруживался какой-нибудь дефект, их к основным экзаменам не допускали.

– Получаете ли Вы удовлетворение от своей работы?

– О, да! Меня очень радуют успехи детей. Нравится вселять в них уверенность в себе, помогать им, говоря, что всё у них получится, смотреть, как они преодолевают трудности, растёт их самооценка.

– И последний вопрос: как Вы видите свою профессию в будущем?

– Логопеды будут тесно работать с врачами-неврологами, специалистами ЛФК и психологами. Только комплексная работа таких специалистов гарантирует хороший результат. Один логопед – в поле не воин.

Ольга КАДАЕВА

Back to top button