Эколог Ольга Пицунова считает, что массовая гибель рыбы в саратовских водоемах может быть связана с органическими загрязнениями
Жители Саратовской области продолжают находить мертвую рыбу в водоемах вблизи своих населенных пунктов. О новых местах мора люди сообщают в социальных сетях, все чаще сопровождая свои публикации хэштегом #экологическаякатастрофа.
Так, совсем недавно мы рассказывали о том, что в озере Лебяжье у села Большой Кушум в Балаковском районе погибла вся рыба. Сегодня аналогичное сообщение пришло от жителей села Калуга Федоровского района. Там, в акватории реки Большой Караман, была также зафиксирована массовая гибель рыбы. Ранее жители села Клещевка Саратовского района жаловались на большое количество мертвой рыбы, всплывшей в местном пруду. Та же картина наблюдалась в акватории озера Сазанка, расположенного в Энгельсе, и в пруду у поселка Дубки.
Что же происходит в водоемах Саратовской области? Насколько ситуация с мором рыбы опасна и можно ли ее предотвратить?
Приведем на сей счет мнение саратовского эколога Ольги Пицуновой. Ее, кстати, хорошо знают у нас, в Балаково, поскольку в начале 90-х годов она активно участвовала в протестных акциях против строительства 2-й очереди Балаковской АЭС.
«Если такая ситуация отмечается в различных водоемах и в разных районах области, то вряд ли она связана с одним большим загрязнением. В этом случае были бы разные последствия для разных водоемов. Все надзорные органы дают одно и то же объяснение – произошел замор рыбы из-за нехватки кислорода в воде во время зимнего периода. Часто это происходит из-за органических отходов.
Эти отходы образуются из-за неочищенной канализации. Очень много населенных пунктов до сих пор сбрасывают загрязнённые сточные воды, которые содержат отходы жизнедеятельности и так далее. Они также бывают от животноводческих предприятий. Во время таянья льда отходы усиленно разлагаются, поднимается ил и так далее. Эти процессы происходят ежегодно. С увеличением температуры окружающей среды процесс разложения тех самых органических остатков активизируется.
С этой бедой при желании можно справиться, по крайней мере, в малых водоемах. Чтобы снизить последствия, процессом разложения можно управлять. Для этого необходимо следить, чтобы предприятия не сбрасывали загрязненные сточные воды, делать лунки, чтобы поступал кислород, а процессы разложения протекали медленно, и окисление органики происходило постепенно. Но мы, к сожалению, этого не делаем.
Для выявления техногенного фактора в том или ином случае нужно проводить анализ проб воды. Установить, какие параметры превышены, и уже из полученных данных делать выводы. Если люди беспокоятся, почему именно в их водоеме произошел замор рыбы, следует обратиться в надзорные органы, которые по обращениям должны проводить исследования. Такие процедуры делало Министерство природных ресурсов и экологии, а ещё можно обратиться в Росприроднадзор и Роспотребнадзор, если эти источники находятся в пределах населенного пункта», – цитирует эколога «Репортер64».