КультураОбществоСтатьи

Как монголы завоевывали русские земли

Невероятно многочисленная, хорошо обученная и жестокая восточная армия не только разорила страну, но и на несколько веков сковала сознание русского народа террором.

«Из-за грехов наших пришли неизвестные народы, безбожные чужеземцы, о которых никто точно не знает, кто они и откуда пришли, на каком языке говорят, к какому племени принадлежат и какова их вера», – так описывал летописец первое появление монгольских войск у русских границ в 1223 году. Вторжение на Русь, однако, не было запланировано монголами в то время. Поход полководцев Суботая и Джебе на Восточно-Европейскую равнину был больше похож на разведывательную миссию, чем на завоевание.

Чингисхан: обрезанный портрет страницы из альбома с изображением нескольких императоров Юань

Перейдя через Кавказские горы, 30-тысячная монгольская армия достигла степей к северу от Черного моря и нанесла удар по кочевым тюркоязычным племенам половцев, за землями которых лежали русские княжества. Хотя отношения русских князей с этими соседями были далеки от идеальных, они решили откликнуться на призыв половецкого хана Котяна о помощи и выступить против монголов единым фронтом.

Битва на реке Калке (на территории современной Донецкой Народной Республики), состоявшаяся 31 мая 1223 года, закончилась поражением русско-половецкого войска: в живых остался лишь каждый десятый воин, погибло не менее девяти князей, а также большое количество бояр высокого рода. Причинами катастрофы стали недооценка сил противника, отсутствие единого командования и несогласованность действий военачальников.

После победы монголы продвинулись на восток, и с годами ужас, который они вселяли в сердца русских людей, постепенно начал ослабевать. Однако в 1237 году народ вспомнил о могущественной империи. В масштабной западной кампании под командованием внука Чингисхана Бату и Суботая, хорошо знавших этот регион, участвовали 14 князей, являвшихся прямыми потомками Чингисхана, каждый из которых имел под своим началом 10 000 всадников. По другой версии, число монгольских воинов не превышало 40 000 человек.

Тем не менее, на русскую территорию накинулась колоссальная для того времени масса воинов, хорошо владевших искусством верховой езды и стрельбы из лука и усиленных разнообразным арсеналом осадных орудий, взятых из покоренного Китая. Она столкнулась с разрозненными силами русских княжеств, всегда ссорившихся и неспособных объединиться даже перед лицом такой страшной опасности.

На пути монголов оказалось Рязанское княжество, которое обратилось за помощью к своим соседям: Владимиро-Суздальскому и Черниговскому княжествам. Однако первые не решались послать войска, а вторые отказались, поскольку Рязань не участвовала в конфликте против монголов в 1223 году.

Е.И. Дешалыт. Оборона Рязани

Несмотря на отсутствие поддержки, жители Рязани решили сопротивляться и, столкнувшись с ультиматумом монголов, требовавших десятую часть всех их богатств, ответили: «Если мы все исчезнем, то все будет ваше!». Город пал 21 декабря 1237 года после пятидневной осады. «И не осталось в городе ни одного живого человека, все умерли одновременно, испив чашу смерти одновременно. Там не было ни плача, ни вопля: ни отец и мать за детей, ни дети за отца и мать, ни брат за брата, ни родители, все лежали вместе. И все это произошло за наши грехи», – говорится в «Повести о разорения Рязани Батыем».

1 января 1238 года в битве у города Коломна монголы разбили войско Владимира, шедшее на помощь Рязани. Однако в тот день захватчики понесли большие потери. Выдающийся полководец Кулхан, один из сыновей Чингисхана, во время похода против России пал в бою.

Во время похода монголов неожиданно напала малая дружина рязанского дворянина Евпатия Коловрата, с опозданием прибывшая к защите от осады родного города. С небольшими силами Коловрату удалось нанести болезненные удары по вражеской армии и даже уничтожить ее арьергард. Батый сам привлек внимание к храброму воину. После гибели Евпатия в бою восхищенный хан приказал передать его тело пленным рязанцам и освободить их.

Монголы огнем и мечом прошли по землям Владимиро-Суздальского княжества, опустошив ряд сел и городов, включая Москву. 7 февраля пала и столица княжества, Владимир, а семья правителя, Юрия Всеволодовича, погибла в пожаре. Самого великого князя в это время в городе не было. Он собрал свои силы на реке Сить, где и погиб почти со всей своей армией 4 марта, потерпев поражение от полководца Боролдая. Таким образом, вся северо-восточная Русь оказалась в руках монголов.

Борьба с могучим Владимиром измотала захватчиков, наступление которых постепенно застопорилось. Батый не стал рисковать и не атаковал крупный торговый центр Новгород, его войска были отброшены от Смоленска, а небольшой город Козельск пришлось осаждать более 50 дней. Когда его наконец взяли, разъяренный хан приказал убить всех жителей (согласно летописи, двенадцатилетний князь Василий был «утоплен в крови»), и «злой город» был стерт с лица земли.

Монголам нужна была передышка, и они возобновили свои набеги на русские земли только в следующем году. На этот раз южные княжества потерпели поражение. 3 марта 1239 года был взят считавшийся неприступным Переславль, 18 октября та же участь постигла Чернигов, а 6 декабря пал Киев. «Этот некогда очень большой и многолюдный город теперь сведен почти на нет: в нем едва насчитывается двести домов...» – писал итальянский францисканец Иоанн План Карпин, посетивший бывшую столицу Киевской Руси в 1245 году. Опустошив земли Галиции и Волыни, монголы вторглись в Венгрию и Польшу.

Русь потерпела страшное поражение: большое количество людей было убито или уведено в плен, 49 из 74 известных городов были разрушены, 14 из них так и не были восстановлены, 15 других превратились в небольшие деревни. Экономика и культура сильно пострадали – многие ценные рукописи сгорели в пожарах, многие храмы превратились в руины.

Сергей Иванов. Баскаки

Могущественное монгольское государство Золотая Орда, простиравшееся от Крыма до Сибири установило на русских землях свою политическую и экономическую власть. Отныне ханы решали, кто и как будет править в России, а князья были вынуждены обращаться к ним за разрешением править в своих землях.

Back to top button