«Где начиналась любовь»: Данил Чупахин о замысле «Дворика»

Мы снова пишем о спектакле «Мой дворик», который с успехом прошел в Городском центре искусств Балаково – и не только потому, что обещали продолжить разговор с его создателями и артистами. Эта постановка заслуживает особого внимания: в ней нет пафоса и громких деклараций, зато есть что-то очень настоящее – та самая «живая вода» театра, которая трогает зрителей до глубины души. К тому же спектакли подобного типа необычны для ГЦИ (за исключением сказок) и хочется привлечь внимание к будущим подобным проектам и раскрыть мысли и внутренний мир артистов.
«Где начиналась любовь» – возможно, так мог бы называться и сам спектакль. Ведь «Дворик» Данила Чупахина – это не просто ностальгия по качелям и песням под гитару, а история о том, как в привычных дворах советских домов рождались, крепли и проходили проверку самые искренние чувства. Об этом и не только – наш разговор с автором.
– Данил, почему именно «дворик» стал сердцем мюзикла? Ты, как человек молодой, что в этой теме нашёл для себя лично? Не кажется ли тебе, что дворовая романтика – это уже миф, особенно для поколения, выросшего в соцсетях?
– Именно потому, что дворовая романтика сегодня – это миф, я и сделал дворик местом, в котором происходят события. Мне хотелось перенести свои воспоминания и ощущения на сцену. Ведь, несмотря на то, что мне приятно думать, будто я ещё молодой человек, к поколению соцсетей я не принадлежу – и прекрасно помню своё детство и юность в таких вот двориках.
При разработке концепта постановки мне показалось уместным сделать из советского дворика центрального персонажа, объединяющего героев.
– От «Хмуриться не надо, Лада» до «Эскадрона» – почему ты соединил такие разные песни в одну историю?
– Мне захотелось показать, что обычный человек того времени мог петь и жить с совершенно разными песнями, которые подходили под различные жизненные ситуации. Это моё видение того, что у любого движения души есть своя мелодия, свои стихи, своё настроение.
Но в целом такое разнообразие песен было обусловлено и помощью наших артистов – некоторые сами подбирали композиции, исходя из выписанной в сценарии ситуации.
– У зрителей возникли ассоциации с «Городком» Анжелики Варум. Это случайность или сознательная отсылка к «исчезнувшему» времени?
– Тут, как мне кажется, случилось 50 на 50. С одной стороны, «Мой дворик» – это моя же ностальгия по безвозвратно ушедшему времени. С другой – вдохновлялся я всё же музыкальным фильмом «Старые песни о главном» 1995 года Леонида Парфёнова, не вспоминая о хите Варум.
– Персонажи будто слеплены под конкретных исполнителей. Ты изначально писал сценарий, зная, кто будет играть, или актёры сами «притянули» роли своим характером?
– Садясь за сценарий, я знал, что могу работать с теми артистами, которые есть в Центре искусств, поэтому в основном писал под конкретных людей.
– Пётр Семёнович то ревнует, то поёт зажигательные хиты. Это намеренный диссонанс или попытка что-то показать? Что?
– Скорее, то, что он самый обычный человек – со своими взлётами и падениями духа, со своими внутренними демонами, переживаниями и желанием с ними справиться. Такие диссонансы весьма жизненны.
Я вообще хотел сделать всех персонажей очень живыми и искренними.
– Некоторые сцены и фразы героев напоминают моменты из советских фильмов. Ты специально встраивал такие цитаты в текст или это получилось непроизвольно?
– Скорее непроизвольно, но ведь это вполне логично. За прожитые годы в моей голове накопилось огромное количество прочитанных книг и просмотренных фильмов, в том числе советских, конечно, – многие из которых я очень люблю.
Мне хотелось, чтобы через знакомые фразы стопроцентно считывался «код» времени и тех людей, которые в нём жили.
– «Мой дворик» – это всё-таки история о любви, ностальгии или о чём-то третьем? Что, по-твоему, главное в этом мире и твоём мюзикле – несмотря на все конфликты?
– Любовь – это центральная мысль в моём сценарии. Не просто так через сюжет проходят несколько пар, у которых путь к совместному счастью непростой, но герои преодолевают все препятствия, чтобы быть вместе.
А ностальгия – это, скорее, обёртка, фольга, в которой запекается всё самое вкусное.
– Кстати, «Мой дворик» позиционируется как театрализованное представление, но по структуре близок к мюзиклу. Почему не назвал его мюзиклом? В чём для тебя принципиальная разница? Или это вопрос условностей?
– Главное отличие мюзикла от того, что сделали мы, – тексты песен. В мюзикле их пишут отдельно, отталкиваясь от событий и поступков персонажей. Мы же умышленно перенесли на сцену хорошо всем знакомые песни тех лет, вписав их в сценарий.
Тут нет никаких условностей – всё очень строго.
– Если будет продолжение «Дворика» или новый проект в похожем формате – о чём он? Пойдёшь дальше в ностальгию или это будет совсем другая тема? Какая?
– Считаю сюжет «Дворика» абсолютно логично завершённым – продолжение ему не нужно. Да и хотелось бы попробовать себя в других жанрах. Может быть, сказка или комедия абсурда в духе Леонида Гайдая.
Безусловно, театрализованный концерт – идеальный вариант для сцены ГЦИ: у нас много прекрасно поющих артистов, которым не чужды актёрские таланты. Так что повторить что-то подобное хочется. Но, как говорится, посмотрим. Загадывать не будем.
Продолжение следует…
В следующих материалах – интервью с другими артистами «Дворика». Их истории не менее искренние и яркие, чем сам спектакль.