Тайны «Дворика» в Балаково: любовь, ностальгия и неожиданные признания

На сцене Городского центра искусств Балаково недавно снова с большим успехом прошёл музыкальный спектакль «Мой дворик». Это уже вторая постановка, но, как заметили зрители, впечатление – будто в первый раз. Артисты проживали свои роли по-настоящему, а публика, казалось, на полтора часа вернулась в то самое пространство детства – тёплый дворик, где кипела жизнь, звучала музыка – и моменты жизни, всплывавшие в памяти, были особенно трогательными.
Разные песни, стили, характеры… А в результате – цельное, живое и очень искреннее полотно. Кажется, будто всё случайное вдруг сложилось в удивительную мозаику.
За кулисами актриса Ирина Нагаева, исполнившая роль Ирэн, поделилась с улыбкой:
– Я тоже могу всех расставить по местам, как моя героиня. Мы с Ирэн похожи – резкие, но справедливые. Люблю порядок и когда всё по полочкам.

После выступления стало ясно: зрителей зацепило не только узнавание знакомых мотивов, но и нечто более глубокое. А схожесть характеров актеров и их персонажей заставила задуматься. В чём же тайны «Дворика»? Мы обратились к создателям постановки и актёрам – и получили откровенные, живые ответы.
Живая история и история о любви
Сценарист и автор идеи Данил Чупахин признался: идея «Дворика» пришла не случайно. Ему хотелось зафиксировать и передать то, что уже становится мифом – атмосферу дворовой жизни, с её соседскими интригами, песнями, первым влюблённостями и особым ритмом. Хотя он человек молодой, соцсети не стали частью его юности – зато в памяти остались родные дворы и вечерние разговоры на лавочке.
Он вспоминает, что сознательно сделал из советского дворика центрального персонажа:
– Это сердце всей истории, – говорит Данил. – Дворик объединяет героев, он у всех свой, но понятен каждому.
Выбор песен тоже оказался осознанным. Данил объяснил, что хотел показать – человек может жить под музыку самых разных жанров: от «Хмуриться не надо, Лада» до «Эскадрона». Каждой эмоции – своя мелодия, и артисты помогли подобрать композиции, которые отражали их героев. Звучали и такие песни, которые подбирались артистами лично, в соответствии с характером и моментом на сцене.
Некоторые зрители сравнивали атмосферу спектакля с песней «Городок» Анжелики Варум. Данил улыбается: вдохновлялся он скорее музыкальным фильмом «Старые песни о главном», а не поп-хитом 90-х. Но, возможно, общее настроение времени просто перекликается.

На вопрос о персонажах он признался, что писал роли под конкретных артистов Центра искусств. Поэтому и кажется, будто герои слеплены под исполнителей – потому что в каком-то смысле так и есть.
А управдом Пётр Семенович? Герой, который то ревнует, то поёт – не диссонанс, а отражение жизни:
– В каждом из нас есть свои взлёты и падения духа. Я хотел, чтобы персонажи были живыми. Даже если они противоречивые – тем более тогда, – отметил автор.
Некоторые сцены действительно напоминали цитаты из советского кино, но, как признался Данил, это вышло непроизвольно. Просто внутри него живёт этот культурный код – книги, фильмы, воспоминания, от которых не отмахнёшься.
А главный смысл мюзикла? Для Чупахина это, прежде всего, история о любви. Ностальгия – это просто форма, а внутри – живые чувства, преодоления, поиски и находки. Он подчёркивает:
– Никакой это не мюзикл в чистом виде. Мюзикл – это когда песни пишутся специально под сюжет. У нас же – готовые, знакомые композиции, встроенные в контекст. Потому спектакль – театрализованный концерт.
На будущее Данил смотрит с интересом, но без желания продолжать «Дворик»:
– История завершена. А вот попробовать себя в чём-то новом, например, в сказке или комедии в стиле Гайдая – было бы здорово.
Настоящая магия театра
Юнона Востокова, режиссёр и исполнительница главной роли, сравнивает совмещение этих задач с тем, как если бы вы одновременно готовили ужин и писали роман. Вроде творческие процессы, но каждый требует полного внимания.
Основной фокус сюжета был сосредоточен на её героине – Елене Анисимовне. Юнона признаёт: вжиться в образ в такой ситуации нелегко, ведь режиссёр должен смотреть со стороны. Она старалась мысленно выходить из сцены и включать «внутреннего зрителя», но порой это было сделать сложно.

Что до самой героини, то Юнона говорит, что в ней, безусловно, есть что-то от неё самой. Хотя Елена Анисимовна – скорее «голубая героиня», тогда как ей ближе характерные роли:
– Такие роли – это всегда вызов. Они многослойные, в них можно искать, раскрываться, творить.
А вот актёры в спектакле, по словам Юноны, нашли своих персонажей в результате настоящей коллективной работы. Сначала с Данилом они обсуждали характеры и имена героев, затем сценарий добавил глубины, а в процессе репетиций многие роли неожиданно трансформировались.
– И в итоге артисты сами вдохнули жизнь в образы. У нас были такие, от кого мы не ждали яркой игры, а они стали нашими звёздами!
Процесс был трудоёмкий, но живой, и в этом, по словам режиссёра, заключалась настоящая магия театра.
Пришлось позволить себе быть уязвимой
Особенно ярко ощущение полной отдачи артистов проявилось в сцене с песней «До свиданья, мама!», исполненной Светланой Паниной. Зрители, привыкшие видеть её сдержанной, вдруг увидели совсем другую – дерзкую, решительную, как будто и впрямь готовую всё бросить и уйти в новую, свободную жизнь. Если сценарий писался под конкретных артистов с учетом особенностей их характера – бунтарское исполнение Паниной стало несколько неожиданным, словно вспышка эмоции, которая давно зрела внутри, но наконец вырвалась наружу. Светочка у Светланы вышла настоящей: трогательной, живой, противоречивой. И публика это почувствовала.

– Мне пришлось позволить себе быть уязвимой и искренней, – говорит Светлана. – Если не проживать то, что происходит с твоим персонажем, зритель просто не поверит.
Этот эпизод стал настоящим прорывом – как для героини, так и для актрисы, соединившей в себе внутреннюю нежность и силу бунтарского духа.
Смысл – показать живых людей
Такой же честностью и открытостью была наполнена и работа Талиты Сироповой, сыгравшей экстравагантную Таточку – героиню вроде бы второстепенную, но запомнившуюся многим.
– Сама я таких женщин не очень жалую, – призналась Талита, – и работа над этим персонажем для меня была выходом из зоны комфорта. Но я просто доверилась режиссёру.

Таточка получилась гротескной, но не карикатурной, яркой, но не отталкивающей – такой, про которую зрители после спектакля говорили: «Да у нас во дворе такая же есть!» Это не случайно – ведь все персонажи «Дворика» писались живыми, узнаваемыми, с нюансами, через которые легко увидеть отражение окружающих нас людей.
– В этом и был смысл всей постановки – показать живых людей, которые окружают нас в жизни, – говорит Талита. – А если в них кто-то себя узнаёт – это и есть настоящий театр.
Главная тайна «Дворика»
«Мой дворик» стал тем самым редким спектаклем, который можно назвать народным – в хорошем смысле. Без пафоса, но с душой. Это спектакль, где поют знакомые песни, но звучат они иначе. Где персонажи простые, но именно в них хочется верить. Где балаковский дворик становится порталом в ту жизнь, которую мы храним в памяти – как запах свежеиспеченного хлеба или скрип качелей во дворе. Там оживали характеры, в которых каждый зритель узнавал себя – или хотя бы кого-то знакомого с детства.
И это, возможно, и есть самая главная тайна «Дворика».
Полные интервью: как создавался «Дворик»
А впереди, дорогие читатели, вас ждёт сюрприз: мы опубликуем полные интервью с авторами и некоторыми артистами спектакля. Они не менее интересны, чем сама постановка – честные, живые, наполненные размышлениями о творчестве, жизни и себе самих – через призму «Дворика».
Так что следите за обновлениями – будет тепло и по-настоящему.