«Пушкинский венок» в особняке Мальцева в Балаково: вечер, где музыка и слово оживили гения
Думающим и творческим людям: объемная, но насыщенная история, которая, возможно, заставит задуматься

16 марта в уютной атмосфере каминного зала особняка Паисия Мальцева в Балаково состоялся вечер из цикла «Музыкальная гостиная», посвященный творчеству Александра Сергеевича Пушкина. Программа под названием «Пушкинский венок» объединила в себе музыкальные и поэтические произведения, вдохновленные великим русским поэтом. Вечер превратился в яркое событие, объединившее музыку, поэзию и зрителей.
В исполнении талантливых артистов прозвучали романсы на стихи Пушкина, арии из опер, инструментальные произведения и поэтические чтения. Карина Хачатурян, Валентина Кулеш, струнный ансамбль «Элегия», академический хор «Береста» и участники студии художественного слова ДШИ №4 под руководством Лады Шафеевой подарили зрителям незабываемые эмоции. В программе были представлены произведения Михаила Глинки, Николая Римского-Корсакова, Петра Чайковского, Александра Даргомыжского, Сергея Рахманинова и других композиторов, вдохновленных пушкинской эпохой.
«Сцены из Фауста» читали Данил Чупахин и Никита Солдатенко – вокалисты Центра искусств. Завершился вечер ярким хоровым номером из оперы «Евгений Онегин» и исполнением композиции «Фонтану Бахчисарайского дворца», которые стали достойным финалом этого музыкально-поэтического путешествия.
В рамках этой статьи мы поговорим с некоторыми участниками программы: автором проекта, бессменной ведущей музыкальной гостиной Талитой Сироповой, руководителем студии художественного слова Ладой Шафеевой и исполнителем Данилом Чупахиным. Они поделятся своими впечатлениями, расскажут о том, как создавалась программа, и раскроют смысл, который они вложили в свои выступления.
Талита Сиропова: «Это уникальное удовольствие»
– Талита, как возникла идея посвятить вечер творчеству Пушкина? Почему именно его лирика стала основой для этого музыкального вечера?
– Дело в том, что в прошлом году Александру Сергеевичу Пушкину исполнилось 225 лет. Это событие широко отмечалось во всем культурном сообществе, и я решила, что мы не можем остаться в стороне. Правда, этот вечер изначально был запланирован на конец прошлого сезона, но известные форс-мажорные события, к сожалению, внесли свои коррективы в наш график. Таким образом, пришлось перенести заранее запланированную дату на прошедшее воскресенье. Но мы не жалеем, что так получилось, потому что программа была довольно трудоемкой, и у нас появилось больше времени на подготовку.
Наше знакомство с Пушкиным происходит еще в детстве, задолго до того, как мы учимся читать. Мы проносим его творчество через всю жизнь. Невозможно отрицать тот факт, что Пушкин живет в душе каждого русского человека. Иногда кажется, что личность великого поэта давно стала каким-то штампом, и думается, что за столько лет мы уже всё о нем узнали. Но это не так. Мы решили взглянуть на Александра Сергеевича как на живого человека, открыть его для себя и наших гостей заново. Ну и, конечно же, насладиться его прекрасными строками, вдохновившими музыкальных гениев России.
– Как вы подбирали программу для «Пушкинского венка»? Что было самым сложным в организации такого мероприятия?
– Мы всегда тщательно и скрупулезно подходим к составлению наших программ. У нас уже был опыт создания программ, посвященных одному мастеру (например, большая программа к 150-летию С. В. Рахманинова), и все участники понимали, что самым сложным будет сделать выбор в пользу одних номеров программы, отказавшись от других. Дело в том, что Александр Сергеевич еще при жизни снискал любовь композиторов, и он до сих пор остается настоящим рекордсменом по количеству музыкальных произведений, написанных на его стихи. В репертуаре наших солистов есть не по одному прекрасному романсу на стихи Пушкина. Так что самое сложное было отсеять часть музыкального материала.
Ну и, конечно, для меня как для постановщика вечера сложность заключалась в поиске информации, которая могла бы удивить наших гостей. Ведь Пушкин, пожалуй, самый изученный классик, и найти что-то новое, что еще не известно широкой публике, – задача не из легких.
– Как вы считаете, что делает вечера в «Музыкальной гостиной» такими особенными для зрителей и участников?
– Этот проект уникален для нашего города. Во-первых, особняк Мальцева – это историческое здание с полностью сохранившейся отделкой, которое само по себе переносит зрителя в эпоху, когда классика была современностью, и создает нужную атмосферу.
Во-вторых, артисты филармонического отдела – это настоящие мастера своего дела. Нежные романсы в исполнении Валентины Кулеш, яркие вокальные номера Карины Хачатурян, виртуозное исполнение Юлии Климентьевой и стройное звучание струнного ансамбля «Элегия» – всё это в сочетании самым искусным образом влияет на полное восприятие мероприятия. Такого в нашем городе больше нигде нет, это уникальное удовольствие.
В-третьих, это разнообразие форматов. В рамках этого проекта у нас в сезон проходит множество интереснейших мероприятий: сольные программы вокалистов, вечера струнной музыки, развлекательные программы (например, наши традиционные «Рождественские встречи»). Мы приглашаем коллег по сцене, педагогов и их учеников. Всеми силами мы стараемся доказать, что классика – это совсем не скучно. Наши постоянные зрители это подтвердят, и я несказанно рада, что публика у нас молодеет с каждым сезоном.
И, наконец, само по себе соприкосновение с прекрасным действует на души зрителей целительно. В наше время людям не хватает простого эстетического счастья. Не хватает глубины восприятия. И мы искренне верим, что людям в нашей музыкальной гостиной хорошо и что они ждут наших встреч так же, как и мы сами.
Лада Шафеева: «Пушкин не дает готовых ответов»
– Лада, как вы работали с участниками студии над пушкинскими текстами? Какие произведения были выбраны и почему?
– Мы выбрали для вечера два произведения: стихотворение Александра Пушкина «Бесы» и отрывок из эссе Марины Цветаевой «Мой Пушкин». «Бесы» – это произведение, которое, несмотря на свою давнюю историю, остается актуальным до сих пор. Давайте представим, что вместо интернета – зима, вместо новостей – слухи и сплетни, а вместо соцсетей – салонный разговор. Пушкин мастерски показывает, как легко заблудиться в этом информационном хаосе. Наш герой, метель, бесы – всё это символы внутреннего смятения, когда рушатся привычные ориентиры. Актуально? Еще как! Ведь мы тоже ежедневно сталкиваемся с потоком информации, разобраться в котором бывает ой как непросто.
Текст «Бесов» читали три мальчика: Александр Петров, Егор Ирисов и Роман Сиропов. Их путь только начинается, но они уже не раз сталкивались в жизни с чужим мнением, несправедливостью, может быть, страхом, неопределенностью. Им доступно понимание таких смыслов. Чужое мнение, которое, как метель, сбивает с ног: у них были (и будут!) моменты, когда кто-то говорил им, что они делают что-то не так, что у них ничего не получится, что нужно «как у всех». Пушкин показывает, как важно уметь слышать свой внутренний голос и не бояться идти своим путём, даже если кажется, что ты один против всех.
Варвара Лисовская читала отрывок из произведения Марины Цветаевой «Мой Пушкин». Цветаева рассказывает о том, как гений Пушкина, его страсть, свободолюбие, трагизм, простота и гениальность оказали на неё огромное влияние. Он был для неё не просто поэтом, а мерилом поэтического мастерства и самой жизни. Варвара окунулась в поэтическую атмосферу Золотого и Серебряного веков. Образ маленькой девочки, которая познакомилась с живым памятником своему кумиру, очень подошел юной исполнительнице.
– Как вы считаете, что делает поэзию Пушкина такой живой и актуальной даже спустя столетия?
– Поэзия Пушкина жива и актуальна, потому что она говорит о вечном. Его произведения затрагивают темы, которые волнуют человека в любую эпоху: любовь, свобода, поиск себя, противостояние внешним обстоятельствам. Взять, к примеру, «Бесов». Бесы у Пушкина – это не просто черти, это воплощение чужого мнения, навязанных ценностей и глупых предрассудков. Они шепчут на ухо всякую ерунду, сбивая с истинного пути. Это как современный маркетинг, социальные сети и, чего уж там, некоторые политические деятели. Важно критически оценивать любую информацию и не позволять себя обманывать.
Главный герой поэмы – в пути, но не только в физическом смысле. Он находится в духовном поиске, пытается найти ответы на вопросы, которые мучили и мучают нас: кто мы? Зачем мы здесь? Как жить в этом мире? Пушкин не даёт ответов, но показывает, что поиск – это необходимость. Искусство, музыка, театр – это тоже способы искать ответы на эти вопросы.
– Как сочетание художественного слова и музыки помогает глубже раскрыть пушкинскую лирику?
– Музыка и слово вместе создают особую атмосферу. Музыка добавляет эмоциональную глубину, усиливает настроение, которое заложено в тексте. Когда слово звучит на фоне музыки, оно словно оживает, становится объемным, многогранным.
В случае с «Бесами» музыка помогает передать тревожность, смятение, которые испытывает герой. А в отрывке из «Моего Пушкина» Цветаевой музыка подчеркивает лиричность, тонкость и глубину чувств, которые испытывает автор к своему кумиру.
Кроме того, музыка и слово дополняют друг друга, создавая единое художественное пространство. Это позволяет зрителю не просто услышать текст, а погрузиться в него, прочувствовать его всей душой. И именно это делает вечера в «Музыкальной гостиной» такими особенными – они дают возможность не просто слушать, а проживать искусство.
Данил Чупахин: «Не стыдно показать очень широкой аудитории»
– Данил, какие произведения вы исполняли на вечере и какова их связь с Пушкиным? Почему вы выбрали именно их?
– Вместе с талантливым артистом Никитой Солдатенко мы читали «Сцену из Фауста» – стихотворение А. С. Пушкина, в котором автор использует героев трагедии Гёте «Фауст». Этот текст выбрала для нас Юнона Востокова – она как главный режиссер Центра искусств поставила настоящую театральную миниатюру, которую не стыдно показать очень широкой аудитории.
– Как вы готовились к выступлению? Что для вас стало самым вдохновляющим в пушкинской поэзии?
– Репетиции, репетиции и еще раз репетиции! Мы работали под руководством нашего режиссера, которая, прекрасно чувствуя текст, обращала наше внимание на каждую мелочь в подаче стиха, на эмоции при исполнении своей роли. Мне повезло, потому что у Фауста в отрывке мало текста, а вот у Мефистофеля, которого играл Никита, текста как раз очень много.
Вдохновляет у Пушкина, конечно, его поэзия. Удивительно, как здорово он жонглирует словами и смыслами, как явственно прорисовывается картина его мысли. Получаешь удовольствие, просто являясь частью этого.
– Как вы считаете, насколько важно для молодых исполнителей участвовать в таких проектах, как «Музыкальная гостиная»?
– Думаю, что молодым артистам, будь то музыканты, вокалисты или чтецы, и интересно, и познавательно выступать на подобных мероприятиях. Они дают возможность ознакомиться с творчеством великих людей. В данном случае – с поэзией Александра Сергеевича, с интересными фактами его жизни. Такие проекты помогают не только развивать свои навыки, но и глубже понимать культурное наследие, которое нам оставили такие гении, как Пушкин.
Настоящий диалог
Если вы не бываете в «Музыкальной гостиной» в особняке Паисия Мальцева – вы много теряете. Живая музыка, живые слова, эмоции артистов, великолепная акустика и интерьер старинного особняка – всё это создает неповторимую атмосферу. Прошедший вечер стал не просто концертом, а настоящим диалогом между музыкой, словом и зрителем, напоминая о том, как важно сохранять и передавать культурное наследие, вдохновленное гением Пушкина.