Элегантность, энергия, эстрада: Александр Ступников – 50 лет в ритме музыки

Его называют «иконой стиля», мэтром балаковской эстрады, элегантнейшим обладателем тонкого музыкального вкуса. Он поражает всех своей неиссякаемой энергией и харизмой, умением подать себя, покорить неповторимым, удивительным тембром голоса.
Без его выступлений не обходится практически ни одно городское мероприятие в Балаково. На него равняются молодые артисты: и в выборе репертуара, и сценического образа. А ещё он надёжный друг, прекрасный отец и заботливый дедушка.
И это всё о нём – любимце балаковских зрителей, солисте Городского центра искусств Александре Ступникове.
Накануне юбилейного концерта артиста, который состоится на сцене ГЦИ 6 апреля, в сопровождении эстрадного оркестра «3Towns-Band», мы встретились и поговорили с Александром Фёдоровичем о жизни, об истории создания в филармонии эстрадно-джазового оркестра, о вокальном мастерстве и многом другом.
– Александр Фёдорович, каким был ваш путь на балаковскую эстраду?
– В Балаково я приехал после окончания Саратовского педагогического института в 197З году. Мне очень повезло. Во Дворце культуры химиков, куда я пришел, был в то время прекрасный эстрадный оркестр. Руководил им незрячий музыкант Владимир Кирюхин. Он прослушал меня, и через 2−3 недели я уже репетировал с этим оркестром где-то 8−9 песен (в основном, из репертуара Муслима Магомаева). Этот певец был тогда невероятно популярен, и я, что называется, попал в струю.
– И сколько лет вам тогда было?
– 24 года. Я был молод и очень гордился тем, что работаю в таком коллективе. Это продолжалось где-то года два или, может, меньше. Потом Кирюхина переманили в какую-то станицу в Краснодарском крае. Он был композитор, великолепно играл на баяне. В общем, пришёлся к месту в каком-то знаменитом ансамбле. А созданный им в балаковском ДК химиков эстрадный оркестр распался, и из того, что от него осталось, организовали оркестр духовых инструментов, который возглавил Владимир Авдевнин.
– А где в те годы базировался духовой оркестр Александра Пахомова?
– Он существовал параллельно во Дворце культуры строителей. Но, когда в 1998 году в Балаково открылась филармония, эти два оркестра объединили, и в итоге получился один муниципальный духовой оркестр. Позже этот оркестр переформировали в эстрадно-джазовый и, в конце концов, руководителем его стал Александр Пахомов, который давно мечтал создать биг-бэнд.
– Александр Фёдорович, признайтесь, как вам работается с живым оркестром?
– Петь с живым оркестром просто кайф! За тобой такая мощь, получаешь такое удовольствие, которое трудно описать словами. Маэстро Пахомов очень требовательный и строгий руководитель. У него прекрасное чувство юмора, своих коллег он любит и уважает. Работать мне с ним легко и почётно.
– Городской центр искусств – знаковое место для балаковской культуры. Что для вас значит выступать именно здесь, на этой сцене?
– Многое значит. Во Дворце Дзержинского до открытия филармонии художественным руководителем был мой друг Сергей Пискунов. В своё время он пригласил меня в группу «Молодые голоса», которая была весьма популярна не только в Балаково, но и в Саратовской области. В разные годы в этой группе играли и пели многие известные балаковские музыканты, и я рад, что мне довелось с ними поработать. Репетиции, гастроли по городам и весям – это отдельная веха в моей биографии. Ну а теперь я артист ГЦИ. Здесь тоже прекрасные люди работают, хороший зал, сцена, звук, свет. И каждое выступление для меня просто праздник.
– Музыкальные композиции в сопровождении оркестра «3Towns-Band» всегда наполнены яркими джазовыми красками. Кто делает такие прекрасные аранжировки? Вы имеете к этому какое-то отношение?
– У нас был профи-аранжировщик Евгений Бабешко из военного оркестра Казахстана, но потом он, к сожалению, уехал в Москву. Что касается меня лично, то я всегда выбирал песни, интересные, прежде всего, для оркестра. И, по-моему, мне это удавалось.
– Будет ли у предстоящего концерта какое-то особое визуальное решение: костюмы, свет, оформление сцены?
– Артист, на мой взгляд, не должен допускать какие-то вольности в костюме. Во время выступления я буду менять только пиджаки и рубашки. Наш зритель очень воспитанный, и рвать одежду на мне, я надеюсь, не станет. (Смеётся.) Обычно мы работаем на чёрном заднике сцены. Но свет, конечно, на концерте будет и дым тоже, наверное. Но боюсь, что это может помешать музыкантам.
– Если бы вам нужно было одной строчкой из песни пригласить балаковцев на концерт – что это была бы за строка?
Потанцуй под музыку мою:
Всё pавно, что в жизни суждено.
Под мою ты музыку танцуешь
Всё pавно, всё pавно…
– Александр Фёдорович, вы не выглядите на свой возраст и находитесь в хорошей физической форме. Как вам это удаётся?
– Ежедневно, если есть время и погода позволяет, я совершаю велопрогулки протяжённостью как минимум 7–11 километров. Если это лето, то плаваю в Волге. Мог бы ходить в бассейн, но меня, если честно, напрягает переодевание. Мы устаем переодеваться на концертах раз по десять. Нет, серьёзно!
– Ваш юбилей – это не только подведение итогов, но и новый творческий этап. Что для вас самое ценное в этом моменте: возможность вспомнить прошлое или заглянуть в будущее?
– Надеюсь, что будут ещё интересные этапы, жизнь пишет такие сценарии, что никакому режиссёру не придумать! Ну а моё прошлое останется со мной, от него никуда не деться...
Плывут в дома воспоминания,
Слова любви, слова признания.
Живут во мне воспоминания,
Живут во сне и наяву.
Они – тепло мое весеннее,
Моя мечта, мое везение,
Моя надежда и спасение,
Пока я помню – я живу!
Интервью взяла Ольга КАДАЕВА