Откровения таксиста из Балаково: еду ночью по Факелу и вижу женщину в халате и тапочках...
Недавно для поездки в Саратов мне пришлось воспользоваться услугами такси. По моему вызову приехал водитель, который представился Александром. Я сразу же обратила внимание на его внутреннюю культуру и порядочность, находиться в салоне с ним было надёжно и комфортно. А путь предстоял неблизкий. Мы разговорились. Позже из этого разговора родилось интервью.
Про новых русских и старых бомбил
– Александр, как долго Вы работаете в такси? Как вообще возникла мысль стать таксистом?
– По специальности я инженер-механик. Однако после окончания института в 1993-м году моя специальность оказалась невостребованной. Произошёл распад СССР. Я, как и многие балаковцы, решил попробовать себя в бизнесе и занялся продажей резинотехнических изделий. Поставлял «резинки» в Питер, где они успешно расходились по различным фирмам. На дворе стояли лихие 90-е. Я чувствовал себя новым русским, казалось, жизнь удалась. Но в не менее лихих нулевых с развитием компьютерных технологий и сотовой связи ценовая конкуренция возросла, бизнес стал нерентабельным. Тогда и возникла мысль идти работать в такси, благо у меня был большой опыт вождения.
– И Вы…
– Устроился в «Метро». Эта фирма со 100-машинным парком появилась в Балаково в 2012 году. Сейчас её, правда, нет. В феврале 2021 года сервис такси «Метро» прекратил работу на территории всей Саратовской области без объяснения причин. А тогда работы было хоть отбавляй, и она мне очень нравилась. Хотя временами накапливалась колоссальная усталость. Но я был молод и полон сил, к тому же мне предложили очень удобный график работы.
– А может, было бы круче просто «бомбить» на дорогах?
– Нет, я никогда не бомбил. Во-первых, мало ли на каких неадекватов можно нарваться в пути? А, во-вторых, если что-то в дороге с тобой случится, тебе никто не поможет. А работая легально, ты всегда можешь рассчитывать на поддержку. После закрытия «Метро» я перешёл на работу в другое балаковское такси, где работаю и по сей день. Так вот, могу сказать, что безопасность у нас на высоте. В каждой машине есть тревожная кнопка. «Глонасс» нас видит.
– А какие-нибудь средства самообороны – пшикалку для глаз или бейсбольную биту Вы с собою на всякий случай возите?
– Нет, они мне ни к чему.
– Ну и хорошо. У Вас есть свой секрет успеха?
– Секрет простой: веди себя с людьми так же, как хочешь, чтобы они вели себя с тобой, когда ты в роли пассажира.
Читайте также:
Ребенок плакал: «Папа, не надо». А папа дрался с таксистом
Трагедия и счастье: судьба первой женщины-таксиста в Балаково
В лапах у таксистов: как балаковцы на Азовском море отдыхали
Об общении с клиентами
– Кстати, о пассажирах. Как бы Вы определили общий культурный уровень балаковских пассажиров (допустим, по шкале от 1 до 10 баллов, где 1 – это «полный неадекват», а 10 – «настоящий интеллигент»?)
– Ну, десятка – это, конечно, многовато. А вот восьмёрку поставить могу. Два процента спишем на тех, кто садится в машину и не здоровается. Сам-то я здороваюсь громко, чтобы на улице слышно было. Шутка. А, если серьёзно, я считаю, что такси – это вторая скорая помощь для балаковцев. Иногда попадаются люди, оказавшиеся в трудной ситуации: без телефона, без денег.
Помню, как-то была у меня ночная смена. Еду по Факелу и вдруг вижу: стоит женщина в халате и тапочках, машет рукой. Остановился, спросил, в чём дело? Оказывается, она вышла на минутку из дома и захлопнула дверь. Ключей нет, телефона нет, денег тоже. Попросила отвезти её к родственникам, на улицу Братьев Захаровых. Я не отказал, отвёз.
– О, да Вы настоящий герой!
– Не надо преувеличивать мои скромные заслуги. Я просто люблю свою работу, наш город и людей, которые в нём живут.
– А с откровенным хамством клиентов Вам сталкиваться не приходилось? Предположим, кто-то отказывается платить. Что Вы делаете в таком случае?
– Говорю: «Да и не надо, не плати!». После этого клиент, как правило, впадает в ступор, расплачивается и даже оставляет чаевые.
– В смысле?
– Если поездка стоит порядка 110–120 рублей, дают 150. Типа за моральный ущерб.
– Берёте?
– Беру. Но при этом обязательно говорю: «Спасибо».
– А было такое: клиент ушёл за деньгами и не вернулся?
– Бывает. Человек вызывает такси на два адреса, с заездом. Заходит в дом, заверяя: «Сейчас приду!», оставляет в залог сломанный телефон и исчезает. Ну, тут уже ничего другого не остаётся, как смириться. Только жаль потерянное время.
– Александр, любите ли Вы в дороге слушать музыку?
– Музыку слушать люблю. Обычно включаю «Русское радио», где звучат хиты наших поп-исполнителей. Но если пассажир попросит, могу включить нужную ему волну. Даже сделать погромче, хотя сам предпочитаю тихую музыку, чтобы не отвлекаться в дороге. Мне фона достаточно.
О вредных привычках
– Как Вы относитесь к курению? Бывают ли просьбы клиентов закурить в салоне?
– Я не курю. В салоне всегда должен быть свежий воздух. И пассажиры с пониманием реагируют на мой отказ закурить.
– Понятно. А что делать, если клиент вдруг пожелает употребить спиртное? Сталкивались ли Вы с этим?
– Часто бывает, что садятся в машину с открытой бутылкой пива. Или хотят открыть. Я даю понять, что это делать нежелательно. Но в конфликт стараюсь не вступать. Однако если пассажиры настаивают, разрешаю. Правда, после этого долго приходится проветривать салон.
– Александр, спасибо за интервью. Хороших Вам клиентов. И побольше!
– Спасибо!
Ольга КАДАЕВА