Строительство Саратовской ГЭС: ЧП с «каракатицами»
Баржи с цементом из Вольска старенькая пристань нашего города начала принимать только летом 1962 года, хотя торжественное открытие строительства Саратовской ГЭС состоялось еще в 1956 году. Почему же произошло такое затягивание сроков? Виной всему стало решение Никиты Сергеевича Хрущева, который в конце 50-х годов посчитал Балаковскую стройку нерентабельной для страны.
Прошло шесть лет застоя, но в начале 60-х годов проект был оперативно разморожен, и в Балаково были направлены лучшие специалисты из Куйбышевгидростроя, которым предстояло заняться возведением будущей ГЭС. Основная задача гидростроителей заключалась в укладке железобетонных конструкций на нулевые отметки. Весь этот объем работ обеспечивал бетонный завод №3 Комбината промышленных предприятий.
Для снабжения стройки цементом был проложен водовод, связывающий завод с баржами, приходящими из Вольска. Разгрузка барж осуществлялась с помощью плаввыгружателей, которые строители прозвали «каракатицами». Однако однажды в жаркий июльский день произошло ЧП: двигатели «каракатиц» вышли из строя.
Начальник КПП Виктор Андреевич Кулаев срочно сообщил о происшествии главному энергетику города, Леониду Лазаревичу Евсиовичу, о необходимости немедленного устранения аварии. Евсиович собрал лучших специалистов – Льва Смирнова, Николая Маштакова и Геннадия Савосина – и направил их на ликвидацию поломки. Работы продолжались всю ночь: монтажникам пришлось демонтировать основные части установки и перемещать аварийные конструкции в заводской электроцех. Там специалисты занялись перемоткой двигателей и заменой поврежденных элементов.
Читайте также:
Алла Пугачева зря хвасталась: балаковцы на Чернобыльской АЭС видели всё
Балаковские цветы от Нины Васильевны Уваровой
Бунт дорожников в Балаково и обещание Максакова
Когда цемент вновь пошел с барж, балаковские гидростроители уже спокойно готовились к приезду областного начальства на пусковой объект. Это был лишь один из многих случаев, когда команда энергетиков под руководством Леонида Лазаревича Евсиовича приходила на помощь в аварийных ситуациях на стройках всесоюзного значения.
Ольга БУЛГАКОВА
От редакции: историческая справка. Факты, указанные в статье Ольги Булгаковой о строительстве и работе с цементовозами для Балаковской ГЭС, подтверждаются историческими источниками.
Строительство Саратовской ГЭС началось в 1956 году, а первый этап завершился к 1971 году. Этот проект сыграл ключевую роль в развитии города Балаково, и строительство долгое время было связано с проблемами и задержками. Одним из таких моментов была временная приостановка проекта в конце 1950-х, что совпадает с периодом правления Никиты Хрущёва.
После возобновления работ в начале 1960-х годов, к проекту были подключены специалисты из Куйбышевгидростроя. Они обеспечивали выполнение самых сложных работ по укладке железобетонных конструкций. Упомянутые бетонные заводы действительно играли важную роль в строительстве.
Поставка цемента из Вольска по Волге также документирована. Применение специальных плаввыгружателей («каракатиц») для разгрузки барж с цементом было распространенной практикой на строительных площадках крупных гидроэнергетических объектов того времени.