Потрясающая реконструкция: женщину из бронзового века «вернули к жизни»
Загадочная «женщина из Верхнего Ларджи», чьи останки пролежали нетронутыми более 4000 лет в выложенной камнем могиле на территории современной Шотландии, вновь привлекла к себе внимание: ее «вернули к жизни».
Эта женщина жила в бронзовую эпоху и была похоронена в каменоломне Верхнего Ларджи в позе, прижав колени к груди. Ее останки были случайно обнаружены археологами в 1997 году. А недавно поразительно реалистичную реконструкцию этой женщины представили в шотландском в музее Килмартина. Автором реконструкции является художник-криминалист Оскар Нильссон.
Завораживающая реконструкция, впервые выставленная на всеобщее обозрение 3 сентября, позволяет заглянуть в далекое прошлое. На ней изображена молодая женщина с темными заплетенными волосами, одетая в наряд из оленьей шкуры. Что примечательно, она окидывает нас, современных наблюдателей, проницательным взглядом.
Отвечая на вопрос о том, что послужило источником вдохновения для создания реконструкции, Оскар Нильссон сказал:
«Делая реконструкцию, я обычно думаю о том, что мы заглядываем в их мир, и они нас не видят. Я подумал, что было бы интересно немного исказить эту идею и представить, что она нас видит. И, как видите, она смотрит на нас немного критически (я ее за это не виню...)!»
Несмотря на вновь обретенную внешность, многие тайны продолжают окутывать «женщину из Верхней Верхнего Ларджи». Анализ скелета показал, что это была женщина в возрасте около 20 лет, которая болела или недоедала. Радиоуглеродное датирование позволило отнести ее к раннему бронзовому веку, между 1500 и 2200 гг. до н.э. Однако из-за невозможности извлечь ДНК, ее этническое происхождение, включая цвет кожи, глаз и волос, остается неизвестным.
Читайте также:
«Поистине захватывающее открытие»: расшифрованы письма королевы Шотландии Марии
Действительно ли был Ноев потоп?
В Англии нашли 1800-летнюю серебряную медаль со змеиной головой Медузы
Одним из манящих ключей к разгадке ее личности стало обнаружение в ее могиле черепков керамики бикеров, что позволяет предположить ее принадлежность к культуре бикеров (культуре колоколовидных кубков), известной своими колоколовидными чашами (beakers на английском языке). Исследователи считают, что эта культура зародилась в Центральной Европе, а ее предки уходят в евразийские степи и в конечном итоге достигли Британии около 2400 г. до н.э. По словам Шэрон Уэбб, директора и хранителя музея Килмартина, «углеродная датировка позволяет предположить, что она может быть потомком первых переселенцев бикеров».
Создание реалистичного образа женщины из Верхнего Ларджи было непростой задачей. Ее череп был подвергнут компьютерной томографии, а затем тщательно распечатан на 3D-принтере. Перед Оскаром Нильссоном стояла задача воссоздать левую часть черепа и изготовить предположительную нижнюю челюсть. Учитывая ее возраст, пол, вес и вероятное происхождение, Нильссон обратился к современным людям с аналогичными характеристиками, чтобы определить толщину тканей, и в соответствии с этим создал скульптуру лицевых мышц. Полученное изображение подчеркивает широко расставленные глаза, широкий нос, округлый лоб и широкий рот, интригующе маскируя некоторые признаки недоедания. Нильссон отметил, что использованные цвета были обоснованными предположениями, основанными на погребениях той эпохи.
Теперь посетители могут познакомиться с ее завораживающей реконструкцией в постоянной экспозиции музея Килмартина, а также поразмышлять над загадочным путешествием этой души бронзового века в летописи времени.